Экономист И. Акимова

А для этого надо прежде всего уметь оценивать качество. К сожалению, госкомиссии выставляют за дом или другой объект оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» подчас на глазок.

Бывает, последнюю из них используют просто как лазейку, чтобы на бумаге «выполнить» план по вводу. И немудрено, ведь в инструкции Госстроя нет четких количественных критериев добротности построек.

На мой взгляд, оценивать качество выполненных работ по баллам следует только на стадии приемки их от бригад. И премию платить только за высокое качество, а не за сокращение нормативного времени на выполнение работ, как сейчас.

Это полностью отвечает принципу хозяйственного расчета. А основным критерием добротности готового объекта должно быть его полное соответствие проекту и нормативным требованиям.

Балльная система оценок в данном случае, очевидно, нецелесообразна, поскольку законодательство запрещает сдачу объектов в эксплуатацию с дефектами и недоделками. Архитектор Л. Парузин: Наши дома и производственные постройки, помимо выполнения чисто утилитарных функций, должны одновременно демонстрировать миру духовное богатство народа.

Многое тут зависит от архитекторов. Но далеко не всегда проектируемая нами искусственная среда радует людей.

Причин тому много, и одна из них — пренебрежительное отношение участников строительства к архитектуре вообще и архитекторам в частности.

Скажем, в некоторых проектных институтах зодчие — на самых низших ступеньках иерархической лестницы, а то и вообще их нет, тон задают инженеры: технологи, электрики, связисты и т. д. Видимо, пора уже поднять статус архитекторов, предоставить им одинаковые, скажем, с художниками условия работы и оплаты. Инженер А. Мацкевич: Сегодня в сооружении крупнопанельного дома участвуют до 30 организаций пяти — семи министерств и ведомств.

Так, конструкции и детали с предприятий стройиндустрии на стройплощадки должны доставляться по часовым графикам, четко и ритмично. И потому занятый этим делом транспорт следует рассматривать как технологический.