Основные причины, заставляющие преобразовывать механизм хозяйствования

Ф. Энгельс, как уже говорилось выше, специально разъяснил суть и недопустимость вульгаризации марксизма в стиле экономического материализма. Блестящие образцы практических действий, основанных на марксистском диалектическом понимании хозяйства и руководства им, продемонстрированы В. И. Лениным как главой правительства РСФСР.

Однако И. В. Сталиным пропагандировалось, к сожалению, именно вульгаризированное представление о взаимодействии производительных сил и производственных отношений \ Оно стало общепринятым и способствовало закреплению представлений, согласно которым влияние производственных отношений на общественный прогресс сводится якобы к так называемому обратному влиянию па производительные силы.

Неудивительно поэтому, что причины реформы обычно объясняют тем, что произошли (это заметьте!) гигантские сдвиги в развитии производительных сил и настала пора так изменить производственные отношения (прежде всего их организационно-управленческий компонент), чтобы они смогли оказать обратное влияние, открыли простор дальнейшему шагу в развитии производительных сил. Обратим внимание на то, что фактическая аргументация в пользу приведенной схемы па редкость беспомощна.

Она сводится, как правило, к демонстрации возрастания объемов производства, его масштабов. Однако сам по себе количественный рост производства никак не может объяснить, почему требуется качественное преобразование форм его организации и методов управления им. Веским аргументом было бы обнаружение качественных перемен в производстве.

Но как раз существенных качественных перемен и не обнаружено.

Техника и технологии, условия труда, состав трудовых функций, взаимоотношения науки с производством, способы природопользования — все эти и другие характеристики производительных сил остаются на протяжении десятилетий неизменными или же без существенных изменений. Сколько бы ни приводилось отдельных примеров отрадных продвижений в развитии производительных сил, фактом остается все тот же, что и в 30-40-е годы, принципиальный облик производства, делающий упор на экстенсивный рост масштабов.