Эффект рубильника

В сентябре министерство энергетики Украины предупредило граждан: из-за недопоставок угля с Донбасса возможны веерные отключения электроэнергии. Но зима без электричества грозит не только украинским потребителям.

Во многих странах отключения — обычная практика.

Например, по данным Всемирного банка, в 2013 году в Ливане предприятия обесточивались по 50 раз в месяц. Обычно перерывы в подаче длились по пять часов.

Бизнесу они обошлись потерей 5% годовой выручки. Для сравнения: в 2013-м на украинских предприятиях фиксировалось меньше одного отключения в месяц длительностью около 20 минут.

С] дефицитом электроэнергии сталкиваются не только развивающиеся страны. Практически одновременно с Украиной о вероятности веерных отключений сообщило правительство Бельгии.

В государстве остановлены несколько атомных реакторов, поэтому зимой электроэнергии будет не хватать. Та же ситуация в Великобритании: остановка для проверки оборудования нескольких крупных АЭС может вылиться в зимние отключения.

Без электричества нет современной экономики. Сложно представить себе бизнес, работающий без освещения, интернета, телефонной связи, банкоматов и электронных платежей.

В то же время компании, постоянно испытывающие перебои в электроснабжении, неплохо к ним адаптируются.

Показателен пример того же Ливана.

Несмотря на частые отключения, потери бизнеса в размере 5% от годовой выручки — довольно скромная цифра.

Рецепт прост: 84,5% ливанских предприятий купили электрогенераторы либо используют их совместно с другими компаниями.

Конечно, собственное электричество недешево, ведь в энергетике большую роль играет эффект масштаба.

Например, исследователи подсчитали, что в Африке электроэнергия, производимая с помощью автономных генераторов, обходится на 313% дороже электричества из централизованной сети. А значит, стране, лишившейся части генерирующих мощностей, на первых порах придется туго.

Особенно если у местных предприятий нет резервных источников электроснабжения. По оценкам Всемирного банка, в Украине ими обзавелись всего 8,8% компаний.

Перебои в электроснабжении сказываются на структуре производства. К такому выводу пришли Филипп Альби, Стефан Страуб (Тулузская школа экономики) и Жан-Жак Детье из Всемирного банка.

Изучив данные о компаниях из 87 стран, включая Украину, ученые выявили интересную закономерность. Из энергоемких секторов в странах, где часто отключают электроэнергию, уходят небольшие предприятия.

В первую очередь — компании химической, текстильной и металлургической промышленности. Мелкие фирмы не могут позволить себе инвестиций в стабильное электроснабжение.

Для них перебои с поставками энергии — серьезная угроза.

Украинское министерство энергетики сообщило, что если возникнет необходимость в веерных отключениях, то без электричества останутся не компании, а индивидуальные потребители.

Так чиновники пытаются свести к минимуму ущерб для бизнеса и экономики. Простым гражданам придется потерпеть.

Впрочем, нет худа без добра.

Исследования показывают, что перебои в электроснабжении ведут к повышению рождаемости. Например, Альфредо Бурландо (Университет штата Орегон) выяснил, что когда один из островов архипелага Занзибар на несколько недель лишился электричества, тамошним мужчинам пришлось проводить меньше времени на работе и больше — дома.

Через 8-10 месяцев на острове родилось на 20% больше младенцев.

Сходную ситуацию наблюдали в Колумбии в 1992-м, когда в стране ввели режим жесткой экономии электроэнергии.

По подсчетам Тимо Фетцера, Оливье Пардо и Амара Шангхави (Лондонская школа экономики), там шансы женщин на материнство повысились на 4%. А значит, веерные отключения помогут украинскому правительству достичь цели, к которой оно давно стремится, — повышения рождаемости.